Лимарев В.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.

В рамках проекта «int-gym".

Тайская (сиамская) политическая система.

 

1. Из истории.

Тайская политическая система, пришедшая на смену  кхмерской политической система, основанной на культе девараджа (бог-король), включала в себе буддийское мировосприятие.

Сформировалась она окончательно после разгрома сиамцами в 1431 году Ангкора (Камбоджа). В Аютхайе  (Таиланд)– столице Сиамского государства нашли приют многие ангорские брахманы, именно они участвовали в разработки обрядов королевских церемоний.

  • Гора Меру, девараджа (бог-король) или основа мировосприятия кхмеров.

  • В Аютхайе к этому времени уже действовала королевская секта буддистов тхеравады, в которой были преимущественно буддисты моны (народность) имеющие давние религиозные связи с центрами буддизма на Шри-Ланке, откуда  в начале 11 века началось распространение буддизма тхеравады в Бирме и Таиланде.

     

    Монахи у королевского дворца в Бангкоке в 6-7 часов утра. Таиланд (Фото Лимарева В.Н.)

    2. Сиамская религиозна система.

    В соответствии с сиамской религиозной системой:

    Правит государством Король-Бог, получивший свою божественную сущность после специальных обрядов на священной горе.

    Власть Короля-Бога абсолютна.  Он является посредником между миром богов и миром людей.

    Наделен Король-Бог божественной силой, которую он использует при управлении государством.

    В то же время король является главой буддизма  и покровителем монашеских общин.

    Буддисты со своей стороны считают его королем-бодхисаттва.

    Бодхисаттва – святой человек, который отказался от ухода в нирвану, ради того чтобы помочь людям достичь или приблизится к  нирване. Бодхисаттвы всегда пользовались исключительным уважением среди буддистов, так как считалось, что все их земные деяния направлены для блага людей.

     

    3. Тхеравада – государственный буддизм.

    Король контролирует и регулирует дела монашеских общин  через назначенную им духовную иерархию. Государственный характер буддизма зафиксирован во всех уставах монашеских общин.

    В уставе Король-Бог определен, как царь Драхмы, т.е. истинный правитель, который должен соблюдать все нравственные нормы, согласно его кармы и постоянно улучшать свою карму благими деяниями для всей страны. Король, руководствуясь в своей деятельности религиозными ценностями буддизма, приносит блага народу.

    Религия определяет все взаимоотношения в государстве.

    Королевство является как бы космосом в миниатюре.

    Королевский дворец - центра страны (мира), он  и символизирует собой священную гору Мера. Главное сооружение  королевского дворца - буддийский храм, считающийся центром Вселенной.

    В космическом центре находится король, окруженный со всех сторон брахманами и монахами. Вокруг дворца - королевские владения, которыми управляют назначенные королем чиновники.

    Каждый подданный короля служит королю - это его основная благодетель. Добросовестное, усердное служение королю, согласно буддийских традиций, учитывается в следующих перерождениях. Человек усердно служивший королю, но не получивший повышения в этой жизни, обязательно в следующей жизни будет иметь более высокий ранг.

    В соответствие с буддийским мировоззрением: цель каждого буддиста  достичь нирваны через наименьшее количество перерождений. Цель в конкретной жизни совершить благодеяния, которые позволили в будущем перерождении стать наиболее высокую ступень в нравственном совершенстве и соответственно занимать более высокое положение в обществе.

    Поэтому: крестьянин должен добросовестно работать на поле и выполнять предписания чиновником, чиновники добросовестно заниматься управлением государством и сбирать налоги.

  • Когда в королевской семье рождается ребенок.
  •  

    3. Роль буддийских монахов в обществе.

     Буддийский монах высокого ранга.(Как только он вошел в автобус, тут же мне прежложили ему уступить место, так как я ниже рангом). Бангкок. Таиланд. ( Фото Лимарева В.Н.)

    Особое место в социальной лестнице  у буддийских монахов, ибо только они, освобожденный от мирской суеты, могут дальше других продвинутся по служебной лестнице по направлению к заветной мечте каждого буддиста достичь нирваны.  

    Благодеяния совершенные в монашеской одежде особо засчитывается в небесной канцелярии.

    В течение жизни монаха постоянно находится в устремлении  достичь более высокого монашеского ранга. Существует  целая система рангов, званий, титулов.

    Так как, то, что человек был монахом в последующих перерождениях,  особо ценится, то каждый буддист в Таиланде (а это практически все тайцы) стремится хотя бы на короткое время побыть монахом.

  • Буддийские монахи в Таиланде.
  • Дети в монашеских одеждах в Юго-Восточной Азии.
  • Каждый государственный служащий в Таиланде хотя бы на короткое время (3 месяца) носил монашескую одежду, иначе он не может рассчитывать на карьерный рост. Стать буддисту монахом просто, достаточно объявить,  что ты хочешь быть монахом в ближайшем монастыре, и тебе обреют голову,  выдадут монашескую одежду, зонтик и чащу для  сбора подаяния. Уйти из монахов так же просто: оповестив об этом монастырскую канцелярию.

    Изгнание из монахов за грехи – большой позор, который будет преследовать несчастного всю жизнь в этом перерождении, а что будет в следующем ….об этом я не говорю.

    Монахи выполняют в Таиланде очень важные государственные функции. Кроме обязательных религиозных обрядов в религиозном расписании предусмотрено посещения мирян, по их просьбе.

    После утреннего сбора подаяния и совместной трапезы  и медитаций они к полудню уходят по вызовам в дома тайцев, куда их приглашают не только для осуществления религиозно-мистических процедур связанных с рождением, смерть, освещением жилища и т.д., но и для психологической помощи. Монахов вызывают, чтобы посоветоваться в мирских делах. Например, если таец общается с иноверкой, то, что делать отцу… Что делать или неурожай на участке или болен ребенок. Монах, внимательно выслушав мирянина, не принимает скоропалительного решения. Он идет в монастырь советуется с наставниками, посещает библиотеку, в которой может быть любая литература, (в настоящее время может выйти в Интернет). После этого он подготовлен, чтобы поговорить с мирянином на следующий день.  После этих бесед мирянин обязан монаха накормить, не предлагая за услуги деньги, деньги положенные в чашу монах возьмет, и отнесет до копейки в общину. Деньги дают редко, в основном предлагаю специальные подарочные наборы для монахов, продаваемые в специальных магазинах.

  • В гостях у буддистских монахов (фотоэтюды).

  • 4. Тхеравада в современном Таиланде.

    После того, как Аютхайя была разрушена бирманцами в 1767 году, короли новой династии стали делать попытки ослабить всевластие монашеских общин. Короли новой династии навели порядок в общинах, ужесточили уставы и уравняли положение монахов высокого ранга с чиновниками высокого ранга, были упрощены некоторые мистические обряды и т.д.

    В  19-20 и 21 веках вследствие сильного влияния Запанной цивилизации, короля больше не называют  Королем-Богом. Упрощены церемонии, большие вольности позволяют себе миряне. Но, в несколько размытом виде, в Таиланде политическая система тхеравада действует до сих пор. Правящий в настоящее время Король–Бог Рама 9 фактически был назначен американцами, которые, разобравшись в тонкостях  сиамской политической системы, даровали тайцам короля. И через него оказывают сильнейшее воздействие на страну.

  • Король- демократ Рама 9 и бесконечная череда демократических преобразований в Таиланде.
  •  

    У королевской резиденции в Таиланде.

    5. Основной недостаток сиамской политической системы.

    Основной недостаток этой системы вытекает из того, что система не позволят интеллектуальному развитию общества, так как  само понятие о перерождениях у образованного человека вызывает множество вопросов, на которые ему не могут ответить буддийские авторитеты. Люди начинают понимать, что их жизнь уникальна и стремятся прожить хорошо в этой жизни, а не накапливать благодеяния, чтобы в будущей жизни получить более высокой статус.

    Система рассчитана на людей с низким интеллектом и при возрастании уровня светского образованности у людей обречена на отмирание.

     Торговец фруктами. Бангкок. Таиланд. ( Фото Лимарева В.Н.)

    Примечание:

    Желтый цвет - любимый цвет короля Таиланд. Огромное количество тайцев носят желтые футболки не только в день рождения короля, но и в другие дни. (См. фото)

  • главная