Лимарев В.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.

В рамках проекта «int-gym".

Воспитание и образование в интеллектуальном (гуманистическом) обществе.

Часть 1. Дошкольное воспитание.

Глава 3. Об ответственности общества за воспитание детей.

“Если вы хотите построить коммунистическое общество, то до минимума сведите влияние родителей на ребенка и передайте заботу о воспитании детей в руки воспитателей, цель которых воспитать нового человека”, считали многие социалисты- утописты, строящие модели нового общества, и совершали при этом грубейшую ошибку; их теории противоречили естеству человека. Увлеченные своими идеями они забывали о том, что родился человек для того, чтобы прожить счастливую жизнь. А счастье маленького человека никто не сможет обеспечить в полной мере, если нет рядом с ребенком любящих родителей.

Эксперименты по созданию общества, в котором воспитанием и обучением детей занимаются исключительно воспитатели, проводятся и в настоящее время; например, воспитание детей в израильских кибутцах (коллективных хозяйствах). Н Смелзер в статье “Кибутцизм в Израиле” рассказывает о воспитании детей в кибутцах: “С самого рождения дети спят, едят и учатся в так называемых детских домах. Хотя в выходные дни и каникулы они встречаются с родителями, братьями и сестрами, их воспитанием занимается кибутц. С самого раннего детства они приучаются самостоятельно взаимодействовать друг с другом, если присмотр со стороны незначителен или отсутствует. Если ребенку ночью становится страшно или он заболевает, о нем заботятся другие дети… Хотя жизнь в кибутце можно считать идеальной, многие оттуда уезжают, стремясь найти свое место во внешнем мире…”.

Дети. Израиль.

Мне кажется основная причина неудовлетворенности жизнью в кибутце – это искусственная жизнь ради неясных противоестественных целей. Молодым родителям необходимы эмоции, которые они и получают, общаясь ежедневно с детьми в процессе обучения и воспитания ребенка; эмоции от общения с близким человеком, от сопереживания его неудач и гордости от его успехов.

Малышу тоже очень необходимы положительные эмоции от духовной связи с родными. Отрыв от родителей малыша в угоду каким-то планам теть и дядь ведет к психологическому дискомфорту и психическим расстройствам.

А Анатолий Рухманов пишет в книге “Познай себя”

“Детство незащищено. Дитя нуждается в опеке, ласке, тепле, безопасности. Сам ребенок не в состоянии обеспечить себе все это. На первом году жизни все необходимое малыш получает от матери. Именно нарушения взаимоотношения ребенка с матерью ведут к невротическим реакциям уже на первом году жизни.

Недостаточное внимание к ребенку, нехватка материнского тепла, иногда безразличие– повод для волнения, тревоги неуверенности ребенка. Если такое отсутствие частое явление, чувство тревоги будет привычным, станет чертой характера. Ребенку абсолютно все равно чем занята мама. Важно, что её нет рядом. Дефицит любви со стороны матери может иметь место, если она занята на работе, учебе… ”.

Особо отмечает Рухманов ситуацию, когда ребенок нежелателен в семье, он - обуза. Это случается тогда, когда молодые родители озабоченны решением своих проблем, связанных с нехваткой материальных средств, учебой, необходимостью выполнения срочных работ на производстве или когда родительский инстинкт заглушает желание жить только ради своего удовольствия. Обычно эти явления возникают в обществе, которое утратило инстинкт самосохранения.

В Англии вышла научная работа, в которой исследователи дотошно ведут расчеты затрат на ребенка английской семьи. В частности там говорятся, что в среднем воспитание одного ребенка для английской семьи обходится 164 тыс. фунтов стерлингов. Огромные затраты связаны с “необходимостью” иметь няню более 46 тыс. фунтов. Няня, вместо работающей мамы, когда мама обеспокоена карьерой и добычей средств к существованию.

К сказанному хотелось бы добавить, что люди в Западных странах обеспокоены бесконечной потребительской гонкой – постоянной жаждой увеличения материального достатка. Целевой настрой родителей неизменно передается детям. Если родители озабочены воспитанием своего ребенка, то они прививают детям свое мировосприятие – передают свой жизненный опыт: как достичь успеха в обществе, стать богатым. По сути, они передают свое искаженное восприятие действительности.

В Западных странах преобладают два отношения к воспитанию ребенка: или нацеливают ребенку только на успех, прикладывая при этом титанические усилия, либо пускают все на самотек, и ребенок с детства включается в конкурентную борьбу за выживание в сложных условиях Западного общества. Такое воспитание, как пишет А. Рухманов, ведет к формированию личностей с быстро истощаемой нервной системой, неустойчивостью к жизненным трудностям. Эти типы воспитания формируют такие черты характера, как честолюбие, завистливость, подозрительность, чрезмерную осторожность и благоразумие, скрытность и недоверчивость, чрезмерную практичность. Эти черты характера как раз и свойственны большинству деловых американцев.

Воспитание с нацеливанием ребенка на успех в любом деле, котором бы он не занялся, называется гиперсоциализирующее воспитание. И прежде чем определится, будет ли таким воспитание в новом интеллектуальном обществе, поговорим более подробно об этом стиле воспитания ребенка.

Для гиперсоциализирующего воспитания характерны требования, подчинить всю свою жизнь цели - достичь успехов в обществе. Родители нацеливают ребенка на то, что в школе он обязательно должен получать только отличные оценки, причем по всем предметам. Если он занимается спортом или музыкой, то и здесь установка на успех – стать лучше других, добиться выдающихся результатов. В Западном обществе родители с детства обрекают детей на изнурительную борьбу - достигнуть успехов в обществе – стать богатым. Нереализованная мечта родителей стать миллиардерами навязывается детям. Родители, вкладывая средства на обучение и воспитание ребенка, рассчитывают на успех “коммерческого мероприятия” – в конечном итоге материальную отдачу от вложенных сил и средств. Очень часто используют детей, как инструмент, для достижения корыстных целей. В моей памяти спектакль английского автора, в котором, естественно в преувеличенном виде, рассказывается о воспитании девочки привлекательной внешности. Родители берегли её, чтобы выдать замуж за богатого человека, но девушка неожиданно вырвалась на свободу – лишилась девственности. Другими словами пошла по рукам. Тогда родители резко изменили свое отношение к дочери, которая неизменно стала пользоваться успехом у мужчин. Они стали зарабатывать деньги, продавая её как проститутку.

Вернемся к гиперсоциальным личностям, как продукте воспитания в Западном обществе. Рухманов пишет о них, как людях находящихся в промежуточном состоянии между здоровьем и болезнью. Называет этих людей неврастениками.

“Невростенический тип” - пишет он – “требователен к себе и окружающим, не допускает даже малейшей возможности отклонений, хотя бы временно, от намеченной цели. Он честен, правдив…даже слишком. Привычка везде и всюду говорить правду в глаза. Такие исключительно честные люди без злого умысла могут привести к разнообразным сложностям в жизни: рассорить между собой друзей сослуживцев, руководствуясь исключительно принципом порядочности, честности. Прямолинейность приобретает налет уродливости на гране с твердолобостью. Настойчивость и придирчивость неврастеников раздражает окружающих, выводит из терпения, может стать причиной неприятного отношения к носителям этих свойств характера. Они нередко переоценивают свои возможности как умственные, так и физические, взваливают на себя непосильные задачи. Такие люди практически не отличают неудачу от беды, катастрофы. Любая неудача у них равносильна провалу”.

Основной тип человека воспитанного на Западе, - это неврастеник, нацеленный на успех, когда успехом он считает повышение своих материальных возможностей. Западное общество получает идеального “робота” с высокой работоспособностью, который, сжигая себя, обеспечивает хорошую организацию и высокую производительность труда на Западе. Есть, при этом, и определенный минус: силы у “роботов” ограничены, поэтому они стараются их экономить, не создавая семью, не воспитывая детей, отказываясь от жизни в семье, от всего, что отвлекает от великой цели – стать богатым.

  • главная

  •