Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

Развитие философской мысли:  Сократ – Платон – Аристотель.

Гений. Барельеф на римском саркофаге. Музей Ватикана. Фото Лимарева В.Н.

Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в непрерывно связи с зачатками научных знаний – математических и естественных, политических …

Философы ставили перед собой вопрос: как устроен мир, в котором они живут, в чем смысл жизни   и уже параллельно они рассматривали законы развития человеческого общества: каким должно быть идеальное управление обществом, какие государственные институты необходимы для управления государством, взаимоотношения  человека и государства.

Как говорил Сократ: философия не умозрительное рассуждение  о природе, а учение о том, как следует жить.

Самый значительный вклад в развитие человеческой цивилизации внесла так называемая Афинская философски школа,  у истоков  которой стоял  гениальный философ  Платон.

Древнегреческая философия до Сократа это развитие материализма от Фалеса до Димокрита.  В философии Сократа  (469-399 г до н.э.) наметился сильный крен в сторону идеализма.

Платон родился в 427 г до н.э., когда Сократ уже был в зрелом возрасте (42 года),  и юношей стал учеником Сократа. От него он перенял диалектический метод  познания истины.

Диалектика это метод поиска истины в споре, путем столкновение различных мнений по данному вопросу через вопросы и ответы заинтересованных в поиске истины философов.

Среди учеников Сократа Платон был до самой смерти учителя в 399 году.

Сразу после насильственной смерти  Сократа, поплатившегося за свои антидемократические убеждения, Платон  (427-347 г до н.э.) уехал из Афин,  и не был на родине 20 лет. За время странствий время Платон посетил Египет, Южную Италию и Сицилию.

В 387 году в сорокалетнем возрасте Платон вернулся в Афины,  и по прибытию, в роще героя Академа основал свою школу, получившую впоследствии  название Академия.

Большинство  произведений философа  Платона это сократические диалоги, в которых он переосмыслил те знания,  которые  получил от своего учителя.

Это диалоги: «Апология Сократа», «Лахес», «Хармид», «Пир», «Государства» и другие.

Диалоги построены следующим образом, например,  в диалоге «Лахес» (диалог о мужестве),  Сократ ведущий диалог с Лахесом приглашает на помощь оказавшемуся в тупике Лахесу, полководца Никия. Знаменитый полководец разъясняет, что мужество «есть некоторого рода мудрость» и наукой же мужества является знание опасного и безопасного на войне, и во всяких других случаях.

Сократ возражает, по этим признакам никак не могут быть охарактеризованы случаи проявления мужества, так как знают, что может быть опасным в болезнях, земледельцы в земледелии, ремесленники в своем деле.  Далее идут дальнейшие разъяснения в чем неправ Никей,  до решения вопроса спорщики не доходят, Сократ резюмирует, что все участники беседы не достигли поставленной цели, то есть не смогли определить, что такое мужество.

Размышления,  которые приписываются Платоном Сократу, в действительности  являются размышлениями самого великого философа Платона,   но мыли излагаемые великим философом, безусловно, навеянными размышлениями о жизни Сократа.

Работа эта продолжалась полвека. За это долгое время изменился сам Платон, изменился и философский облик Сократа, изменялось приписываемое Платоном  Сократу понимание философии и её задач.

До  современных читателей дошли почти все сочинения Платона и это я думаю это неслучайно (они исключительно важны для человеческой цивилизации), так как они стали базой для многих философских исследований.

Только  в своих последних работах, таких как «Политик», «Софис», «Законы» и другие Платон несколько отходит от принятой формы изложения философских взглядов. Это диалоги трактаты, в них диалогическая форма лишь видимость.

 Я думаю, с переосмысливания работ философов Платона и Аристотеля  начнется новый этап в развитии современно философии, этап интеллектуально-гуманистической философии, которая вместе с рассуждениями о природе, создаст учение о том, как следует жить в Интелектуально-гуманистическое обществе.

Аристотель (384-322 г до н.э.) стал учеником Платона в возрасте 17 лет, он пришел в Академию в 368/367 г до н.э. и был учеником Платона до самой его смерти  в 347 году, то есть около 20 лет.

Все развитие Аристотеля,  как философа, происходило под влиянием Платона.

Задача Аристотеля была вести диалоги с Платоном, то есть переосмыслить и развить философскую доктрину Платона.

После смерти Платона  начинаются  годы странствия  Аристотеля, он покидает академию и уезжает  в Малую Азию, где  прожил нескольких местах до 343/2 года, когда согласился на предложение Филиппа Македонского быть воспитанником его сына Александра. При дворе Филиппа Македонского  философ  оказался в самом центре  политических страстей;  шла подготовка к войне с Персией, и велось объединение Македонией всех греческих государств.

В 335 г до н.э. эры умер Филипп Македонский и на пятидесятом году жизни философ вернулся в Афины, где открыл собственную школу Ликея. После смерти Александра Македонского в 323 году до н.э. в Афинах начались преследования людей так или иначе связанных с Македонией и против философа было выдвинуто обвинение религиозного плана, не дожидаясь суда, Аристотель бежал  и поселился на острове Эвбея, где  умер в 322 году до н.э.

Аристотель оставил огромное литературное наследие, охвачены все отрасли современного философского и научного знания. Многие из его работ  не дошли до современного читателя.

Его наиболее известные трактаты: «Органоном», « Метафизика», Политика, «О душе»…

В некоторых своих работах Аристотель оспаривает некоторые положения выдвинутые Платоном, но в основном уточняет и дополняет.

Три поколения мыслителей: Сократ, Платон Аристотель создали, по сути, завершенную философскую концепцию и  являются, образно говоря, соавтором философской доктрины, которую можно назвать «объективный идеализм Платона».

Ника. Музей Ватикана. Фото Лимарева В.Н.

Очень важны для современности размышления философов о государственном устройстве, которые не потеряли актуальность и в настоявшее время, читайте:

  • Истоки государственного устройства и идеологии римского рабовладельческого общества.
  • главная