Книги писателя Лимарева В.Н.

Акименко Д.С.

 

(Фрагмент из работы

«ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

В СФЕРЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ»)



Клубные объединения - мощный фактор умственного, нравственного, социального развития личности в сфере свободного времени.

Организация социального воспитания в детских общественных объединениях в современных условиях на высоком качественном уровне предполагает осмысление роли  клубных объединений.

Анализ развития клубных объединений в историческом аспекте показывает, что первыми объединениями — как факторами социального воспитания и социокультурной деятельности в сфере свободного времени — были именно «клубные общности».

Первые клубные объединения  создавались в интересах человека, успешно развивались и достигали цели - развитие личности.

Общение в условиях микросреды дает возможность полностью раскрыть все свои качества и свободно реализовать себя.

Социально-педагогическое значение клубов проявляется, прежде всего, в том, что общность воспитывает взаимопонимание, взаимоуважение, стимулирует творчество каждого человека и возможность самореализоваться ему в творческом процессе в свое свободное время.

Социально-педагогические и психологические возможности клубных общностей, благоприятные условия для развития и духовного становления их участников позволяют каждой отдельной личности приобрести социальный опыт и социальное значение.

Клубные объединения, клубы по интересам, специализированные клубы, создаваемые на основе интересов и запросов детей, интенсивно создавались и развивались в российских школах, на предприятиях, в культурно-просветительных учреждениях в начале XX века, особенно в послереволюционный период.

Клубные объединения обладают широким диапазоном социокультурных видов деятельности. Основными из них являются: по­знавательная, ценностно-ориентирующая, практически-преобразующая, продуктивно-творческая, рекреативно-восстановительная, игровая, физкультурно-спортивная, трудовая и ряд других, где ведущей и определяющей является общение.

Главный принцип клуба — добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом, функционирование в сфере свободного времени — характерен для большинства из них.

Развития молодежных объединений клубного типа  было наиболее актуально  в 20-е и последующие годы XX века, так как перед страной стояла тогда задача организовать процесс воспитания подрастающего поколения таким образом, чтобы новое государство получило людей с новой коллективистской психологией.

В этот период возникает широкий спектр новых организаций, учреждений и общностей, ставящих своей целью воспитание человека новой эпохи. Эти организации решают многофункциональные задачи: от политсамообразования и профессионального всеобуча до досугового общения и совместных развлечений.

В числе новых клубных объединений создаются коммуны, кол­лективные бытовые группы молодежи, летние совместные дачи и т.д. В своих воспоминаниях коммунары отмечали, что годы, проведенные ими в коммуне, были лучшими в их жизни. В коммуне часто устраивались встречи с интересными людьми: писателями, учеными, артистами; летчиками, новаторами; был принят активный отдых на природе — среди коммунаров было много альпинистов и туристов. Главным достоинством коммуны являлись особая атмосфера и психологический климат, которые оказывали положительное влияние на моральное и физическое здоровье коммунаров, способствуя их духовному росту и усилению общественной активность, направленной на решение социально-значимых задач.

Таким образом, анализируя исторические предпосылки становления и развития клубных общностей и внешкольных объединений, следует подчеркнуть, что их деятельность приобрела социально педагогический статус благодаря многообразию видов, форм, демократической организации детей и взрослых. Это позволило реализовывать принцип связи воспитания с жизнью, активно откликаться на все социально-психологические изменения, как в потребностях самого ребенка, так и общества в целом.

Развитие пионерского движения в стране внесло коррективы в содержание деятельности внешкольных объединений, предопределило создание районных Дворцов и Домов пионеров.

В 1930-е годы Н.К. Крупская, обращаясь к юным пионерам с письмом «Будьте общественниками», подчеркивала, что быть пионером — значит принимать участие в улучшении окружающей среды, думать над тем, как это сделать лучше. Пионеры должны оправдать свое звание и в свободное время вести общественную работу по месту жительства.  

Велика заслуга в разработке проблем внешкольного воспитания в сфере свободного времени выдающегося педагога А.С. Макаренко, который рассматривал воспитание как процесс рациональной организации жизни ребят. Он призывал педагогическую общественность строить процесс воспитания подростков на перспективу, настаивал на идее педагогического обеспечения внешкольной жизни учащихся в свободное время, утверждал необходимость планирования целенаправленного воспитания детей, подчеркивал, что в государстве, построенном на плановой основе, стихия воспитания должна быть в руках государства.

В  20 - 30-е годы XX века нашли свое отражение в педагогической науке основополагающие положения и идеи внешкольной работы в сфере свободного времени детей и подростков; сущность понятия, цели и задачи, содержание и методы педагогики среды, проблемы организации свободного времени. При этом разрабатывалась методология и научная теория социального воспитания, закладывались основы педагогики организации свободного времени.

Стремление к педагогически целесообразной организации досуга детей способствовало созданию множества клубов по интересам, детских площадок, комнат школьника по месту жительства, организации работы с детьми в разновозрастных отрядах, в летних формах работы: проводятся массовые социокультурные мероприятия, смотры, конкурсы, организовываются клубы старшеклассников, профильные, туристские и спортивные лагеря и т.д.

70 - 80-е годы предыдущего столетия характеризуются качественно новым этапом развития клубов по месту жительства с довольно широким диапазоном их деятельности.

Во время перестройки и развала тоталитарного общественного сознания рубежа 1980—1990 годов количество подростково—юношеских объединений и клубов существенно возрастает и они подразделяются на 3 группы:

1) Объединения социальной инициативы (политические, экономические, национальные, культурные), ставящие перед собой серьезные цели и пытающиеся добиться решения насущных проблем общества.

2) Самодеятельные объединения демонстративного характера (металлисты, футбольные фанаты, хиппи, панки, рокеры, качки и т.д.), жизнедеятельность в которых предельно театрализована, атрибутика приобретает гипертрофированную форму и т.д.

3) Клубы по интересам (спорт, восточные виды единоборства, йоги, художественное творчество, компьютерная техника, марки и т.д.), которые представляют для школьников особую форму самодеятельности, наиболее полно отвечающую возрастающим потребностям личности в разнообразии.

Анализируя развитие клубных объединений этого периода, не­обходимо отметить, что тогда клубное движение было неустойчиво: многие объединения политизировались и смыкались с группами социальной инициативы, либо становились похожими на демонстративные объединения.

В настоящее время назрела настоятельная потребность внести коррективы в  деятельность деятельности учреждений дополнительного образования детей:  усилить их социокультурную направленность. Возложить на них ту функцию, которая была им присущи исторически: социальное воспитание подростков.  

 

Когда танцуют педагоги.(Первое сентября 2015 г. в 536 школе. г. Санкт-Петербурга.)  Фото Лимарева В.Н.

Примечание (от Лимарева В.Н.)

Акименко Д.С. Делает вывод в своей работе о необходимости возврата к  утраченным ценностям. Опыт привлечения молодежи в «клубные объединения» СССР с целью воспитания гармонично развитой личности, безусловно,  будет востребован в интеллектуально-гуманистическом обществе. Участие детей в работе различных клубов делает жизнь ребенка эмоционально- насыщенной и целеустремленной,  счастливой.

  • ГЛАВНАЯ