Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

В рамках проекта «int-gym".

 

Общественно-экономические формации.

 

19 век не только знаменателен прорывом в познании природы, не только внес существенный вклад в научно-технический прогресс человечества, но и заложил истоки изучения человеческого общества в его развитии.

В соответствии с коммунистической идеологией, общества прошло несколько этапов  в своем развитии:

 

1) Первобытнообщинное общество.

2) Рабовладельческое общество.

3) Феодальное общество.

4) Капиталистическое общество.

5) Коммунистическое общество (интеллектуально-гуманистическое общество).

 

Все эти формации характеризуют различные отношении в процессе производства  материальных благ (специфику производства материальных благ)  их распределения между потребителями.

 

Первобытное общество.

 

Для первобытного общества  производство материальных благ (в основном продуктов питания) ложится на плечи всей  трудоспособной часть общины. Распределение производится в зависимости от того, какую ценность для общины представляет той или иной её член, т.е. сильные мужчины  в первую очередь для поддержания физической  формы, затем женщины и дети  и последнюю очередь старики и калеки.

Вождь племени был лидером, и право быть вождем ему приходилось  постоянно доказывать в борьбе с претендентами на лидерство.

Изначально вождь, вокруг которого объединялась община, участвовал наравне с другими в  производстве материальных благ  и только его авторитет выделял среди общинников.

Женщины, находящиеся в репродуктивном возрасте, и дети находились под опекой  вождя племени, их охраняли неписаные законы. Люди больные, получившие увечья и старики  в племени могли довольствоваться только  остатками пищи и недолго отягощали племя своим присутствием.

 

В финальной стадии развития первобытного общества, когда численность племени в связи с оседлым земледелием возросла,  выделись в особую группу люди, которые  помогали вождям управлять племенем.

Эти люди (жрецы) – хранители традиций племени,  перерастали непосредственно участвовать в производстве материальных благ.

Они взяли на себя не только функции организации религиозных обрядов в племени, но и подчас судебные функции и функции по распределению материальных благ в племени. Роль вождя в племени стала уходить на второй план. Из руководителя племени он превратился в командующего ополчением, т. е. военноначальника.

Индейское племя тлинкидов в Америке. Этнографический музей. Санкт-Петербург. (Фото Лимарева В.Н.)

Жречество способствовало интеллектуальному и духовному развитию людей, но в то же время сдерживала экономическое развитие общества.

 

Рабовладельческое общество.

 

На заре рабовладельческого общества люди  научились получать не только высокие урожая зерновых, благодаря  орошаемому земледелию и бронзовым орудиям  труда, но научились сохранять урожай от грызунов в  обожженных  керамических сосудах. Сохранению урожая способствовало так же приручение кошки.

 Возросшие пищевые ресурсы плюс ритуальная гигиена привели к росту численности населения и  вооруженным конфликтам между племенами за обладания  территориями.

В этих условиях возросла роль вождя, как  военного руководителя.

Захваченным во время войн пленных стали использовать для хозяйственных работ.

В новых условиях,  люди, захваченные  во время военных походов, стали желаемой добычей, так как при правильной организации их труда возрастала военная мощь общины, от повседневной работы освобождались общинники, становясь профессиональными войнами.

В сильных рабовладельческих государствах рабы выполняли все тяжелые повседневные работы по выращиванию продуктов питания. Их использовали при транспортировке грузов и добыче полезных ископаемых.

Захват города.Греческий зал. Эрмитаж. Санкт-Петербург. (Фото Лимарева В.Н.)

 

В этих экономических условиях, человека ставшего рабом,  можно считать членом общества очень условно, так как отношение к нему у рабовладельцев, как правило, было как домашним животным, так же используемым в рабовладельческом  обществе.

В этих экономических условиях  управление обществом вновь перешло в руки вождей, жрицы отошли на второй план, в их ведении осталась организация религиозных обрядов.

Все нити управления обществом стали сосредотачиваться у вождя и его приближенных. Распределением материальных благ занималась элита общества, как правило, это вождь его родственники и приближенные. При рабовладельческой демократии управляла  обществом так же элита общества, состоящая из богатых людей.

 

Усиление роли вождей и их курс на безудержный рост материального достатка приводили к техническому прогрессу, безудержному росту потребления, но в то же время к духовной деградации общества.

 

Феодальное общество.

 

Активная военная политика в рабовладельческий период привела к образованию  рабовладельческих империй.  В империи  главенствующая нация относилась к покоренным народам, не как к рабам, а как к ограниченным в правах подданным.

Все чаще стала применяться новая форма экономических отношений, когда население захваченных территорий, при косвенном управлении территории императором,  платило налог или оброк.

В переходный период от  рабовладельческого строя к феодальном существовал большой спектр  отношений между элитой общества и остальной массой населения; от абсолютно лишенного прав раба, до свободных граждан ограниченных в возможности участвовать в политической жизни государства.

Покоренные народы были вынуждены бороться за расширение своих прав.

Экономические трудности, которые возникли в связи с изменением климата вызванной хозяйственной деятельностью, усугубили в империях отношения между элитой общества, которая стремилась в этих условиях усилить эксплуатацию населения, и основными производителями продукции.

В этот период активизировались жрецы, выступая с поддержкой обездоленного населения. Активная борьба привела  к положению, когда реальная власть стала переходить жрецам, к ним перешло судопроизводство, они стали участвовать перераспределение материальных браг. Феодальные отношения утвердились благодаря тому, что жрецы стали относится к основной массе производителей  материальных благ, как к равным  с элитой перед Богом людям, как к личностям.

Усиления жречества в феодальный период  привело к ограничению прав вождей и  землевладельцев.

Патриарх благославляет правителя. Музей религии. Санкт-Петербург. (Фото Лимарева В.Н.)

При усилении жречества материальное благополучие для населения, включая элиту общества, становилось вторичным, главным была духовная жизнь, что существенно ограничивало  развитие производства материальных благ, экономическое развитее общества.

 

Капиталистическое общество.

 

Возросшее самосознание  у производителей требовало новых экономических отношений, когда материальный достаток  членов общества  зависел бы от личностных качеств человека. Трудные времена, когда  приходилось бороться за выживание при  сложных погодных условиях, прошли, избыток продовольствия, увеличил число  ремесленников в городах, которые, в частности, стали производить предметы роскоши. Торговцы и производители товаров, сосредоточившие в своих руках материальные средства,  стали стремиться к положению, когда  они могли бы действовать без оглядки на жречество. Эти люди стали вводить монетарные экономические отношения. Создав производственные цепочки от изготовления товаров до их реализации, они  для работы стали принимать наемных рабочих, расплачиваясь с ними за произведенную работу. Крепостнические отношения, когда основная масса производителей оставалась в зависимом положении, тормозило развитие капиталистических отношений,  и крепостничество было отменено.

Новые производственные отношения и конкурентная борьба в сфере производства  привели к небывалому росту производительности труда. Освободившись от зависимости от жречества, предприниматели свой основной упор стали делать на научный подход к решению возникающих производственных проблем.

С ростом материально благосостояния возник потребительский ажиотаж. Новая элита общества практически отстранило жречество от влияние на общество. Вместе с ростом благосостояния наметилась прогрессирующая моральная деградация общества.

У ночлежки. (худ. Перов. Русский музей. Санкт-Петербург. Фото Лимарева В.Н.)

Духовная жизнь в обществе стала вторичной, жречество подверженное общему потребительскому ажиотажи стало в услужение у новой элиты общества  выполнять социальный заказ властьимущих на предупреждение социальных взрывов в обществе. Истинно духовная жизнь стала подменяться суррогатом.

 

Интеллектуально-гуманистическое общество.

 

Новые социальные условия при капитализме, когда истинно духовные отношения в обществе стали подменяться суррогатными, привели к фальшивым, лживые отношения между людьми. Привели к разобщению людей, неспособности людей адекватно реагировать на изменяющиеся внешние условия. Привели к распаду общества на сожительство индивидуумов, каждый из которых борется за свое материальное благополучие.

Постепенное духовное вырождение общества и экономические трудности, вызванные глобальным потеплением и истощением природных ресурсов,  приведут к возврату власти жречества.  Новое духовное общество, пройдя тернистый путь, будет объединяться вокруг нового жречества, основой которого будет интеллектуальная элита общества. Новые экономические отношения в обществе будут строиться в ауре интеллектуально-гуманистических ценностей.

Свидание. (худ. Петров-Водкин. Русский музей. Санкт-Петербург. Фото Лимарева В.Н.)

 

Примечание:

 

Оставим в стороне критику взглядов ученых 19 века об общество будущего.

Положение о коммунистическом обществе было недостаточно глубоко проработано из-за ограниченности знаний  законов развития общества у  основоположников марксисткой идеологии. Марксистская идеология став догмой жрецов   Советского Союза, и благодаря усилиям Западных идеологов приобрела карикатурные формы.

Тем не менее, гениальные догадки ученых 19 века о грядущем новом обществе, об иных, чем при капитализме, принципах взаимоотношения между людьми,  дали в 19 веке старт новой общественно-экономической формации: интеллектуально-гуманистической.

  • ГЛАВНАЯ