Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 Limarev Victor Nicolaevich

Престиж науки должен быть безумно высоким.
Ж. И. Алферов.


В Израиле хорошо, а в России лучше.

(Какой должна быть школа 21 века.)



В Израиле всё хорошо!

В 1995 году я впервые посетил Израиль, где невольно ознакомился с системой школьного образования этого государства. Находясь под впечатлением от эмоциональных рассказов репатриантов, я говорил жене - учительнице:

"Вы выпускаете балбесов, даете аттестат об образовании недоучкам! Сто процентов учеников получают аттестат об образовании! Если даже ученик ничего не знает, ему натягивают тройку. Почему нельзя дать истинную оценку знаний учеников. Если, к примеру, он не знает географию, так и запишите, что он не знает, и пускай у него в документе об образовании стоит отметка, что он по таким-то предметам не подготовлен.

Учитесь у израильтян! Они после окончания учебного цикла дают ученику документ, в котором указан его выпускной балл. От этого выпускного бала зависит его дальнейший, жизненный путь. Будет ли он учиться дальше или займется менее престижной работой. Есть у него и возможность исправить низкие оценки, переиздав предметы".

Мне казалось, что истинная беда нашей системы образования в вытягивании слабых учеников. Мне казалось, что наша система образования, когда педагоги нянчатся с учениками, заставляя их учиться, волнуются за их неудачи, устарела и требует модернизации. Я считал, что ученики сами должны заботиться о своем будущем, о своей подготовке к большой жизни. То ли дело в Израиле: ученик у них является личностью, он осознанно учится и в конкурентной борьбе завоевывает себе место под солнцем.

На мои эмоциональные высказывания жена реагировала вяло, явно не разделяя моего восторга: "Какие они личности. Они -дети. Такие же дети как и у нас. Не будешь требовать и учить - вырастут балбесами". В то время я ещё не мог глубоко осмыслить сказанные женой слова.

На следующий день я с женой отправился на прогулку по поселку. Вдруг моё внимание привлёк невообразимый гул, доносящийся из окруженного забором здания.

"Что там"! -невольно вырвалось у меня.

Жена рассмеялась.

"Ну, ты совсем отстал от жизни! Там… школа".

А в России лучше?

Во время второй поездки в Израиль через шесть лет, я узнаю, что те же репатрианты, которые так восторгались израильской системой образования, все чаще выступают против порядков в израильской школе. Что на "земле обетованной" уже существуют "русские школы". Несколько озадаченный, я попытался глубже вникнуть в проблему. Чем же недовольны "русские" эмигранты?

Дело в том, что в начальных классах обучение очень слабое, требований почти никаких нет, уроков ученикам практически не задают, т.е. к детям относятся щедяще. Но, чем старше класс, тем требования всё больше возрастают, и, когда дело доходит до экзаменов на аттестат, то многие не выдерживают нагрузок, связанных с подготовкой к ним. Так что многие остаются без аттестата зрелости, даже окончив 12 классов израильской школы.

Упор в израильской школе делается на самостоятельность и сознательность в изучении предметов. Дисциплина в школе хромает. Дети ведут себя раскованно на уроках, в том числе и в общении с учителями. В школах царит атмосфера демократии. Таким образом воспитывается “свободная личность”. Наказания все морального плана – это нравоучения у директора или завуча, вызов родителей в школу. Особо нерадивых учеников отстраняют на некоторое время от занятий в школе. Свободные и самостоятельные ученики никак не хотят заботиться о своем образовании и, однажды запустив предмет, постепенно безнадежно отстают от программы и сверстников.

Кроме этого я узнал, что есть обязательные предметы для обучения : тора, иврит, математика, английский, что в старших классах ученик сам выбирает себе предметы, кроме перечисленных, на которые он будет делать упор. То есть в старших классах ученики стремятся получить больше знаний в избранной ими области для получения конкретной специальности.

Услышанное дало повод для размышлений. Возникло масса вопросов!

Какой должна быть школа 21 века.

Для того чтобы понять это, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  1. Должны ли быть предметы которые аттестуют человека как личность, то есть, не получив аттестацию по этим предметам, ученик не может считаться полноценным членом общества.
  2. Какую роль должно выполнять государство в процессе обучения нового поколения.
  3. Школьники не являются личностями в полном смысле этого слова, какие меры к принуждению должны быть. Могут ли они сознательно отвечать за свои поступки и решать свою дальнейшую судьбу.
  4. Допустимо ли производить узкую специализацию, то есть более углубленное изучение предметов по будущей предполагаемой специальности уже в средней школе.
  5. Примечание.

    Не готовим ли мы в школах людей ограниченных; с узким кругозором.

    Для демократической цивилизации это хорошо: она благодаря узкой специализации, смогла организовать труд людей глубоко знающих свою специальность - винтиков в государственной машине. Смогла достичь высокой производительности труда в производстве, но вырастила поколение людей с ограниченным мышлением.

    Я недавно прочитал в аналитической статье: " Американцы по сути своей это подростки… и если понимать это, то ни чему не приходится удивляться, изучая жизнь людей в США".

  6. Должны ли быть в школе "Уроки нравственности" как основной предмет. Кто их должен преподавать. Можно ли допускать священнослужителей к преподаванию в школе.
  7. Если школьник не получил аттестат зрелости, он по моему убеждению, не является личностью. Как быть с этими людьми?
  8. Должны ли быть частные и религиозные школы?
  9. Должно ли быть обучение платным? Являются ли люди, получившие платное обучение, достаточно подготовленными людьми, и должны ли они проходить проверку их знаний в государственных учреждениях?
  10. Какие предметы должны быть приоритетными при получении аттестата в школе?


  • главная