Лимарев В.Н.
Храмы науки.
Наука в наше время занимает совершенно то
место,
которое занимала
церковь 200-300 лет тому назад.
(Л.Н. Толстой)
Развитие
человеческой цивилизации это не смена властвующих элит, а смена одной идеологии
на другую.
Каждая
конкретная цивилизации проходила в своем
развитии через стадию, когда власть поднимала авторитет научных учреждений,
стимулировала творческий труд ученых.
Научная
деятель в каждой конкретной цивилизации была всегда подчинена господствующей
идеологии. Ученый
это не только естествознатель, но и жрец храма,
который определяет каноны господствующей религии. В цивилизациях Месопотамия (Шумер, Аккада,
Лакаш, Вавилон) в храмах хранились
научные сведения о
всех сторонах деятельности государства, научные работы по естествознанию,
медицине, градостроению и т.д. Читайте: Образование
у шумер ( 3 т. до н.э.) В
Древних египетских цивилизациях (Герзе, Мемфис, Фивы)
фараоны жрецов занимающихся наукой
стали привлекать к работе при дворе фараона, стали возникать научные
центры («дома жизни»). Читайте: Образование
и воспитание в Древнем Египте. Дома жизни. В
Древнем Китае правители опирались на придворных ученых. Ученые в Древнем Китае
всегда пользовались особым отношением, особыми привилегиями. Читайте: Современная научно-техническая цивилизации родилась из убеждения религиозной элиты общества в
том, что люди не должны верить слепо в Бога, а должны изучать
сотворенный Богом мир осознано, не слепо воспринимать догматы веры, а через осознанное
логическое переосмысление. Читайте: Добытые
человеком знания и Божье откровение. Фома Аквинский – «князь схоластики и теологии». Лидеры
Западных государств считали, что научные знания об
окружающем мире способствуют процветанию государства. Читайте: Благодаря тому, что
идеологи Латинской цивилизации
(7-18 века) и современной Английской - научно технической
цивилизации (13-24 века) стали уделять большое внимание естествознанию: изучению законов природы,
изучению свойств материи - произошел научно-технический прогресс, изменивший в корне жизнь человека. В научно-технической цивилизации, в
отличии предшествующей её цивилизаций, ученые естествознатели
вышли на передний план, им стали отдавать приоритет над учеными изучающими
законы развития человеческого общества. В
настоящее время на лицо противоречие между старыми формами управления
обществом, где человек рассматривается как потребитель материальных благ, и необходимостью новых форм управления
обществом, в котором человек рассматривался бы как интеллектуальное существо, как личность. Устаревшая Западная идеология тормозит прогресс человечества и как отживающая структура тратит свои
силы на сохранения статуса кво (status quo.) Научные
учреждения же будущего будут опираться
на новую интеллектуально –гуманистическую
идеологию. В
соответствии с которой, приоритетным научным направлением в новом обществе станут науки изучающие законы
развития человеческого общества и жизни во Вселенной, месте человека в этом обществе,
его потребности, как биологического и интеллектуального существа. На основании
этих научных данных будут определяться задачи, которые стоят перед обществом,
пути решения этих задач. Повсеместно
в государстве возникнут храмы науки, которые
будут центрами общественной жизни, в этих храмах не только будут работать
ученые, но осуществяться связь научной элиты общества с людьми, проживающими в
этих районах. При
храмах науки будут музеи, научные кружки, лектории, центры досуга, образовательные
центры, игротеки и спортивные залы. Здесь будут работать форумы, проводится конференции и
соревнования. Вокруг
этих учреждений будет протекать общественная жизнь района. Главная