Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

В рамках проекта «int-gym".

 

Преимущества и недостатки коммунистической политической системы, существовавшей в СССР.

Особенность развития Российской империи заключается в том, что она до 1917 года была  «абсолютной монархией».

Райские сады. Декорация к спектаклю. худ. Билипин.

1. Правители и крепостные.

 

В Европе, начиная с распада Римской империи, шел процесс формирования демократического общества.

Изначально, в «эпоху великих переселений» (4 - 6 века) пришлые народы: степные и скандинавы захватили бразды управления над местными жителями.

В Россию викингов никто не приглашал, сами пришли, и стали взимать дань с населения, а кто не соглашался платить дань - уничтожали. Затем местное славянское население германские племена (викинги) превратили в крепостных.

Во Франкии (современная Франция) правили немногочисленные германские племена франков, в подчинении было местное население, превращенное в крепостных, и так по всей Европе.

Крепостное право, по сути, означало, что производители материальных благ были крепостными или свободными мелкими людишками, а право распоряжаться материальными благами присвоили себе короли, бароны, графы  (на Руси князья) и их дружинники (рыцари). В обязанности знати, которая была другой национальности, чем производители, было не только распределение материальных благ, а так же  управление государством  и защита своего имущества, крепостных, которых  они тоже считали своим имуществом, от посягательств  внешних врагов.

 

2. Победа демократии в Европе.

 

Процесс освобождения он гнета королей, баронов, рыцарей в Европе начался ещё в 13 веке и закончился повсеместным свержением монархий.

Во время многочисленных войн и революций  население смешивалось,  образовывались современные европейские народы. С победой демократии короли, графы, бароны, рыцари, дворяне были отстранены от власти повсеместно во всей Западной Европе. Борясь за демократию, Западные народы строили капиталистическое общество, в котором основной ценность уже было не происхождение, а деньги или личный талант материализованный в деньги.

 

3. Российская монархия пытается выжить в изменяющемся мире.

 

В России крепостничество сохранялось до 1861 года, и было отменено, не так как в   других странах революционным путем, а декретом  правящего монарха (Александра 2).

Безусловно, противоречия между потомками  германцев (викингов), вместе с царской фамилией Романовыми (которые, фактически, были немцами)  и славянским население не было полностью устранены. Напряженность в обществе, разделенном на людей первого и второго сорта, оставалось.

 Цари вводил ограничение на право получать образование детям славян, славяне (освобожденные крепостные) были фактически лишенные возможности занимать  высокие государственные посты, ограничивались права и еврейского населения России.

В 19 веке на Западе вовсю шла демократизация общества, а в России демократов жестко преследовали. Например, известный демократ Герцен, за границей издавал свою газету «Колокол», затем, чтобы переправить её в России, он камуфлировал под колокола, которые, при получении в России разбивали и вынимали литературу.

Царская цензура была жесточайшей, что приводило к сопротивлению.

 

4. Философская мысль об устройстве нового общества.

 

После победы демократической революции во Франции в конце 19 века, философы переосмыслили пути развития человечества, и осудить капиталистический способ производства, который привел к финансовому закабалению населения.

Переосмысление путей развития человечество, привело к проектам построения гуманистического общества свободного от эксплуатации.

Философам  стало понятно, что если раньше уважением пользовались именитые люди, то в новом капиталистическом обществе уважением и правами стали пользоваться люди имеющие  деньги (в смысле – обладающие  материальными ресурсами).

Философы- гуманисты стали  мечтать о том времени, когда:

Человек производитель материальных благ - будет уважаем.

Когда будет цениться  обществом высоконравственный интеллектуал.

Когда отношение общества (государства) к людям будет зависеть  от того, насколько человек  ценен для общества.

Будут цениться люди  достигший высокого уровня профессионализма, стремящиеся использовать свои профессиональные навыки и талант для блага общества.

 

5. Идеи построения нового общества стали национальной идеей россиян.

 

На революцию толкнули в Российской империи не глупость быдлы и демагогия фантазеров, а  желание униженного, бесправного  населения уничтожить ненавистный царский режим, уничтожить жадных до денег капиталистов, мечта  о светлом будущем, мечта о государстве в котором простых людей – тружеников будут уважать.

Мечта о новом обществе стала национальной идеей.

Социалисты-коммунисты, свергнувшие  абсолютную монархию в России, предполагали, что освобожденный от эксплуатации человек будет работать на совесть, так как  будет работать для себя. 

Они предполагали, что основой зла является не только привилегии титулованных граждан (королей, князей, дворян), но привилегии «денежных мешков» - капиталистов, купивших себе особое положение в обществе.

Далее они предполагали, что плановое ведение хозяйства, которое основано на рациональном использовании природных ресурсов и производстве только товаров необходимых для человечества и только в необходимых количествах - это разумно и человечество неизбежно придет к разумным взаимоотношениям между людьми, на основе всеобщего братства и взаимоуважения.

Индивидуализм порицался в этом обществе, выступавшем под лозунгом: «Сначала думай о Родине, а потом о себе».

Они считали, что обеспечение всем необходимым для существования (животных потребностей человека) не должно быть главным для человека новой формации.

Смыслом существования  являлось бы  всестороннее гармоничное развитие.  Человек должен был получать удовлетворения, в основном, не от удовлетворения своих животных потребностей, а от духовной жизни. Духовное общение людей – стало бы основой получения эмоционального удовлетворения для населения.

 

6. О чем мечтает быдло.

 

Люди, которые совершили революции в 1917 году, не учли неподготовленность населения для  жизни в новых условиях.

Рабочие и крестьяне, участвовавшие в свержении царского режима, в основном,   не мечтали жить какой-то особой духовной жизни. Они мечтали жить  так же богато, как жили князья, помещики, фабриканты, т е. шикарно жить. Иметь материальный достаток  – это была основная мечта большинства участвовавших в революции, они мечтали - иметь достаток и  весело проводить время.

Освобожденные работники, в организованных после революции коммунах,  не  трудились «в поте лица своего» умножая общее достояние, а предались развлечениям в доступным пределах. Коммуны, возникшие после революции, сразу прикрыли, как  нерентабельную форуму хозяйственной деятельности. Затем внедрили  коллективную форму ведения хозяйства в виде колхозов, кооперативов, которая была, не намного  эффективнее, чем коммуны.

О несостоятельность утопических идей коммунистическая партия  поняла сразу, и тогда стали искать  тех, кто мешает строительству новой жизни – врагов народа. Курс руководства в СССР был направлен на очищение государства от несознательных элементов, от людей со старым буржуазным образом мышления.

Людей со старым буржуазным мышлением уничтожали, но люди новой формации не появлялось. Люди от страха перед репрессиями порицали буржуазный образ жизни, а в тайне мечтали о меркантильном – материальном достатке.

 

7. В СССР  эксперимент завершился – пора делать выводы.

 

Основной ошибкой руководство коммунистической партии было непонимании того, что изменить мировосприятие народа нельзя силовым воздействием. Изменение мировосприятия процесс длительный: должно смениться не одно поколение людей, чтобы люди начали мыслить другими категориями.

Но самим жалким в программе коммунистов было то, что они не проводили серьезных социальных исследований в области психологии массы, не создали достойной методики по воспитанию людей новой формации. В результате коммунистические потуги, таки остались потугами. Сознание населения менялось несущественно; люди, по-прежнему, все свои устремления направляли на улучшение материального достатка, а не на строительство мифического коммунистического общества. Тем более, каким будет это общество, не понимали даже партийные идеологи.

Таким образом, при социализме стал существовать мифический образ светлого будущего, в который перестали верить все, тем более коммунисты, которые не могли решить даже насущную проблему: обеспечение людей необходимым.

Коммунисты не смоги решить и вопрос стимулирования труда.

Не могли решить вопрос организации жизни населения.

 Вопрос стимулирования творческой деятельности направленной на благо общества.

Главное, что не смогли сделать коммунисты это сделать так, чтобы люди получали  удовлетворение от жизни.

Население  вызывала раздражение двоякая мораль коммунистов.

Коммунисты  требовали от населения соблюдения определенных моральных принципов, и в то же время лично для себя создавали комфортных  условия жизни с повышенным материальным достатком. 

Коммунисты не смогли решить вопрос коррупции внутри партийных органов.

Руководствовалась партийная элита  в своей деятельности   фальшивыми отчетностями о деятельности руководителей низшего звена. Фальшивая деятельность, родившая фальшивую отчетность, привела к фальшивым отношениям между людьми, фальшивой жизни.

Повсеместно на руководящие должности стали назначаться кандидаты  по протекции партийных функционеров, проводившие во властные структуры нужных людей или своих родственников и друзей.

Творческая энергия людей стала невостребованной при коммунистах, так как социальное положение в обществе зависело не от личностных качеств, не от затраченных усилий, ни от вложенного труда, а от меркантильных интересов партийной элиты, которая стремилось для себя и друзей и родственников обеспечить материальный достаток и привилегии. В СССР была создана особая каста людей номенклатура, которая находилась в особых условиях. На лицо стало разделение россиян на правящую элиту и простой народ (быдло).

 

8. Оттепель шестидесятых.

 

Оттепель шестидесятых привела к тому, что интеллектуальная элита общества, продолжающая стремиться к созданию более совершенного общества, перешла в оппозицию к существующему режиму. Оппозиция в условиях тоталитарного коммунистического режима заключалась в неприятии действий партийной элиты, цель которой стала: во что бы то ни стало удержаться у власти, сохранить свои привилегии.

В шестидесятые годы появились диссиденты.

Основная масса интеллектуальной элиты стремилась изменить существующие порядки, не прибегая к услугам Запада, они мечтали о реорганизации режима. Этих людей не называли диссидентами, и их борьба заканчивалась неизбежным поражением, режим подавлял всякое инакомыслие.

Диссидентами и борцами против режима стали называть тех, кто боролся против существующего режима, опираясь на Западную помощь.

Большинство диссидентов - это нечистоплотные люди, которые понимали, что их используют Запад для борьбы с режимом. Но данная «работа» хорошо оплачивалась Западом, и мухи слетались на запах меда. Западным борцам за капиталистические идеи было все равно, кто помогает им уничтожать ненавистный коммунистический режим.

Часть диссидентов, преимущественно люди с ограниченным кругозором: спортсмены, артисты, искренне верили в то, что на Западе - более справедливое общество.

Некоторые порядочные люди стали диссидентами из - за отчаянья и притеснения властей.

Закрытая информация о жизни на Западе сыграла с коммунистами злую шутку.

Потерявшие доверие народа, коммунисты способствовали распространению информации о райской жизни на Западе; усиленно распространялись Западом   мифы о том, что на Западе  забота о каждом, что каждый имеет много материальных благ и труд оценивается достойно.

Придумывались и распространялись Западом анекдоты о коммунистическом режиме и коммунистах.

Вот один из них.

Разговор после рождения  котят:

На следующий день после рождения котят.

«А у нас сегодня кошка, родила вчера котят.

Котята выросли немножко и, троя - в партию хотят».

На следующий день:

«А у нас кошка родила котят.

Котята выросли немножко и, двоя - в партию хотят».

Вопрос: «Почему вчера было троя, а сейчас двоя?»

Ответ: «А у третьего глаза прорезались».

Естественно, распространяемая информация о том, что за Западе «житье не худо»  была полуправдой, но люди в нее верили, и считали, что коммунисты врут.

Это уже потом появилось осознания,  и появилась поговорка, отражающая действительное положение вещей:

«То, что коммунисты говорили о светлом будущем – это бессовестная ложь, а то, что говорили о «загнивающем капитализме», к сожалению, оказалось правдой».

 

9. Выводы.

 

В СССР произошла попытка создания общества на интеллектуально-гуманистических основах.  Эта попытка провалилась и должна была провалиться, так как, по сути, была утопичной. Утопичность заключалась, прежде всего, в том, что коммунисты приняли, как догму, труды Макса и Энгельса, в которых был анализ капиталистической действительности в 19 века, говорилось о том, что неизбежен переход к другим отношениям между людьми в будущем, но научных рекомендаций, как осуществить этот переход не было вообще. От абстрактной идеи до её реализации, как, известно, может быть дистанция огромного размера. И в таких случаях, как правило, «первый блин комом».

 Труды Марка и Энгельса, строго говоря, не были научным планом по преобразованию общества.

Поэтому процесс в обществе развивался обычным путем, то есть через конфликт, революционное брожение, эксперименты, в большинстве случаев провальные, разочарование коммунистической идеей, и новыми попытками осуществить  преобразование в общества, с учетов неудачных опытов предшественников.

Тем не менее: в 19 веке был старт новой интеллектуально-гуманистической цивилизации.

Новая интеллектуально-гуманистическая цивилизация в двадцатом веки породила экспериментальное государство, где были сделаны первые попытки по модернизации существующей системы управления обществом. Результаты  экспериментов очень важны для интеллектуальной элиты думающей о будущем человечества.

Опираясь на  опыт СССР и опыт других стран «строителей коммунизма», новые философы создадут идеологическую базу для построения общества будущего, взяв все лучшее, что было наработано в СССР, с учетом печального опыта строителей  коммунизма в  СССР.

  Мир в настоящее время постепенно осознает необходимость перемен и, чтобы эти перемены не произошли очень болезненно, перед   интеллектуальной элитой жизнь ставит задачи по создание идеологической базы для формирующейся новой цивилизации. Так как только интеллектуальная элита России, хранящая в себе память о том хорошем и прогрессивном, что было во времена СССР, именно она способна указать новый вектор в развития России и всего человечества.

  • главная