Лимарев В.Н.

Книги писателя Лимарева В.Н.

Информационное поле.

 Информационное поле, публикация в журнале Терабайт

Информационное поле - источник информации для человека. Еще задолго до появления человека на Земле существовало сообщество животных, которое получало информацию, необходимую для их жизнедеятельности, из информационного поля. Я имею в виду насекомых, живущих большими семьями. Ученые не перестают удивляться тому, как поддерживается порядок в муравейнике, в пчелином рое, термитнике. Фактически в пчелином рое нет главного насекомого, которое управляло бы жизнедеятельностью пчелиного роя. Гибель матки не означает неизбежную гибель пчелиного роя; пчелы в срочном порядке выращивают другую матку из молодняка.

Иллюстрация к статье: Информационное поле, худ. Кирим Рагимов

Откуда пчелы черпают информацию, которая руководит их действиями, например, в кризисных ситуациях.

Можно предположить, что каждое насекомое, член коллектива, имеет зашифрованную информацию о жизнедеятельности улья в виде генетического кода. Каждое насекомое создает вокруг себя биополе, которое вместе с биополями других насекомых создает вокруг содружества насекомых информационное поле. Информационное поле - это своеобразный компьютер, который руководит действиями коллектива, дает задание каждому члену коллектива, определяет функции индивида в коллективе. Нейроны мозга насекомого являются ячейками памяти этого компьютера.

Для иллюстрации вышесказанного расскажу об опытах французского энтомолога Луи Тома, много лет занимающегося термитами. Он пытался определить, с какого минимального количества термитов начинает действовать коллективный разум у животных. В соответствии с записями ученого: “Возьмем 2 или 3 термита, и проследим за их поведением, приступят ли они к работе по организации термитника. Нет, не приступают - бегают без определённой цели. Будем добавлять в формирующийся коллектив всё новых и новых членов. Количество термитов возрастает, но в их поведении ничего не меняться. Мы не будем наблюдать изменений в поведении термитов, пока их количество не станет достаточным для того, чтобы начал функционировать механизм коллективного разум. Во всех экспериментах это одно и тоже число особей; всего два - три термита сверх этого количества, и начинается удивительное перевоплощение бесцельно шныряющих термитов, они, как будто получив приказ свыше, начинают создавать рабочие бригады, складывать один на другой кусочки всего, что им попадётся, пока не возведут колонны, колонны соединят сводами, пока не получат помещение, напоминающее собор; сложное сооружение со строгой системой ходов и вентиляционных каналов, со складами для продовольствия, отдельные помещения для королевы, для личинок. Термиты возводят замок пригодный для коллективного проживания насекомых”.

Человек живет в обществе себе подобных, и многие задачи по обеспечению жизнедеятельности этого общества он решает, черпая информацию из информационного поля, созданного этим обществом. Когда не было средств массовой информации, информационное поле существовало, передача информации осуществлялась от человека к человеку. Информация передавалась от вождей к соплеменникам в виде приказов, от соплеменников к вождю в виде донесений, и между члена общества в виде слухов. В отличие от насекомых, человек способен анализировать получаемую информацию, и нельзя определено сказать, как он отреагирует на полученную информацию. Отличительная черта человека в том, что он является личностью, способной к творческому процессу. Благодаря этому преимуществу, человеческое общество способно к самосовершенствованию.

Сообщество насекомых состоит из членов, которые не являются личностями. Каждый член этого сообщества, по сути, бездумный исполнитель решений принятых информационным полем. Название "информационное поле" применительно к сообществу насекомых не совсем корректно, так как мы имеем дело скорей со своеобразным компьютером, назовем его биокомпьютер. За длительный период эволюции насекомых биокомпьютер, безусловно, совершенствовался: он создавал базу стандартных решений по эффективной организации жизни насекомых.

Иллюстрация к статье: Информационное поле, худ. Кирим Рагимов

Я уже приводил пример, как пчелы реагируют на внезапное исчезновение матки. Механизм коллективного действия имеет следующий алгоритм.

Пчела, кормилица матки, при помощи органов чувств фиксирует отсутствие матки, биокомпьютер пока не принимает решение, он ждет подтверждение информации от других пчел - кормилиц. Наличие большого количества сигналов об исчезновении матки убеждает программу компьютера в том, что матка действительно пропала; принимается решение о выращивании новой матки. Биокомпьютер рассылается сигнал пчелам-кормилицам детки о необходимости подбора личинок - кандидатов на высокую должность. Выбрано несколько кандидатов и принимается решение о выращивании маток. Личинок - кандидатов в матки пчелы-кормилицы начинают усиленно откармливать специальным питанием, параллельно пчелы-строители начинают надстраивать над ячейкой маточники (увеличенные ячейки) из воска, так как откормленная личинка имеет большие размеры, чем личинка обыкновенной пчелы. Обычно сразу откармливают несколько личинок, так как необходимо обеспечить дублирование.

Через определенное время личинки превращаются в маток, прогрызают тонкую стенку маточника и выбираются наружу. Таким образом, в улье сразу появляется несколько маток. Биокопьютер дает приказ каждой матке уничтожить соперницу. Матки находят друг друга и вступают в борьбу до гибели одной из маток. Погибшую матку пчелы-санитары вытаскивают из улья. Так работает биокомпьютер.

Фантасты в своих работах неоднократно указывали о возможности превращения биокомпьютера в интеллектуально развитое существо. Это существо, как целое, обладает интеллектом, но состоит из членов сообщества, которые не обладают интеллектом.

Причудливо выглядела бы наша планета, если бы на Земле существовали разумные сообщества насекомых, если бы разумные сообщества насекомых способны были бы к интеллектуальному развитию и творческому изучению окружающего мира, к техническому прогрессу. Представьте себе, если бы современный человек оказался в разумном городе-улье. Ученые в этом сообществе производили бы эксперименты, инженеры возводили сооружения и обслуживали технику, но их работа была бы работой роботов. Разговаривая с ученым или дворником в улье, без разницы, Вы бы разговаривали с биокомпьютером. Но если бы любой из этих ученых и инженеров оказался бы вне поля действия биокомпьютера, то он превращался бы в беспомощное существо.

К счастью измышления о возможности существования развитого сообщества насекомых не более чем фантазия. Слишком длительной должна быть эволюция биокомпьютера, чтобы он превратился в разумную субстанцию. Создание интеллектуального общества, в котором каждый её член является личностью возможно, так как каждый член этого общества способен к творческому переосмыслению информации, а общество в целом к прогрессу.

10 Апреля 2003 г.

  • ГЛАВНАЯ