Касьянов
П. В.
Гуманистическая экономика.
Часть3. Гуманистическая экономика и национальная идея России.
Полагаю, что с учетом глобализационных процессов,
приближения к экологической и духовной катастрофе, природо-ресурсным,
финансовым кризисам адекватная формулировка национальной идеи такова:
возглавить выход человечества из цивилизационного
тупика.
Эта формулировка по сути своей означает также: переход к цивилизационному развитию, ориентированному на гармоничное
развитие личности, на реализацию своих наилучших потенций, на повышение
качества жизни в глубоком его понимании. Без следования этой или близко
сформулированной национальной идеи и ее воплощения, по
моему убеждению, Россия не сможет благополучно «пережить» глобализацию, более
того, человечество в целом будет иметь немного шансов уцелеть в результате
глобализации в ее нынешнем варианте.
Национальной идеей Россия должна стать идея выживания в условиях трудного
периода разрушения Западной экономики и создание гуманистического общества
(интеллектуально-гуманистического общества).
Национальная идея о пути преодоления гуманистической катастрофы человечества предполагает в качестве одного из важнейших практических следствий переход к гуманистической экономике.
Альтернативной экономикой должна стать гуманистическая экономика.
Это должна быть цельная стройная система, лишенная даже «трещин», из-за
которых эта система будет запрограммирована на дальнейшее разрушение.
Гуманистическая экономика служит благу всех людей, всего общества, гармоничному
развитию каждого человека, то есть благу – не только в «материальном» смысле,
но в первую очередь, в плане личностного – духовного и душевного развития.
Это означает, что:
1. Экономика работает в интересах всех, а не «подавляющего меньшинства» как
сейчас. Это логично – может ли экономика быть гуманистичной,
если ее фундамент составляют эксплуатация, паразитизм и агрессия?
Экономика служит людям, а не человек – экономике. При этом общество имеет
возможность улучшать функционирование экономики, стремясь сделать ее более
гармоничной и отвечающей как долгосрочным интересам общества, так и краткосрочным
интересам людей – при поддержании баланса между духовными, душевными,
материальными и общественными. В духе христианского и других гуманистических
учений люди должны помогать друг другу - как через посредство экономики,
так и без оного. Западные страны с отнюдь не гуманистической экономикой, в
которой человек человеку поневоле есть «волк» (lupus est) – христианскими назвать, конечно же, нельзя ни с какой
натяжкой. Кстати, в связи с этим нельзя не отметить, что вроде бы всеми у нас
разделяемая радость о возвращении народа российского в лоно христианства после
почти века безбожия – на самом деле омрачается тем, что установились такие
социальные отношения, условия, которые практически исключают для экономически
активного большинства исповедание гуманистических христианских ценностей.
Основными проблемами западной цивилизации с точки зрения перспектив развития
являются приоритет материального над духовным, самоотождествление личности с умом-эго, обслуживающим
интересы тела и самого себя (т.е. ума), отрыв личности, редуцированной до эго,
от космического всеединства мироздания. В силу этого для современной
цивилизации западного типа характерно целенаправленное стимулирование потребительства и человеческих пороков, духовной и душевной
деградации.
Гуманистическая экономика подчинена интересам людей, а не порабощает их.
Экономика управляется обществом в целях поддержания соответствующих ее функций
служения интересам общества. Экономика (гуманистическая) формируется и
модифицируется в целях обеспечения наилучшего ее соответствия текущим и
перспективным потребностям общества в целом и каждого гражданина.
главная