Книги писателя Лимарева В.Н.

Касьянов П. В.

 

Гуманистическая экономика.

 

Часть3.   Гуманистическая экономика и национальная идея России.

 

Полагаю, что с учетом глобализационных процессов, приближения к экологической и духовной катастрофе, природо-ресурсным, финансовым кризисам адекватная формулировка национальной идеи такова: возглавить выход человечества из цивилизационного тупика.

 Закладка нового сада. (худ. Красаускас.)

 Эта формулировка по сути своей означает также: переход к цивилизационному развитию, ориентированному на гармоничное развитие личности, на реализацию своих наилучших потенций, на повышение качества жизни в глубоком его понимании. Без следования этой или близко сформулированной национальной идеи и ее воплощения, по моему убеждению, Россия не сможет благополучно «пережить» глобализацию, более того, человечество в целом будет иметь немного шансов уцелеть в результате глобализации в ее нынешнем варианте.
Национальной идеей Россия должна стать идея выживания в условиях трудного периода разрушения Западной экономики и создание гуманистического общества (интеллектуально-гуманистического общества).
Национальная идея о пути преодоления гуманистической катастрофы человечества предполагает в качестве одного из важнейших практических следствий переход к гуманистической экономике.
Альтернативной экономикой должна стать гуманистическая экономика.
 Это должна быть цельная стройная система, лишенная даже «трещин», из-за которых эта система будет запрограммирована на дальнейшее разрушение.
Гуманистическая экономика служит благу всех людей, всего общества, гармоничному развитию каждого человека, то есть благу – не только в «материальном» смысле, но в первую очередь, в плане личностного – духовного и душевного развития.

Это означает, что:

1. Экономика работает в интересах всех, а не «подавляющего меньшинства» как сейчас. Это логично – может ли экономика быть гуманистичной, если ее фундамент составляют эксплуатация, паразитизм и агрессия?
Экономика служит людям, а не человек – экономике. При этом общество имеет возможность улучшать функционирование экономики, стремясь сделать ее более гармоничной и отвечающей как долгосрочным интересам общества, так и краткосрочным интересам людей – при поддержании баланса между духовными, душевными, материальными и общественными. В духе христианского и других гуманистических учений люди должны помогать друг другу - как через посредство экономики, так и без оного. Западные страны с отнюдь не гуманистической экономикой, в которой человек человеку поневоле есть «волк» (lupus est) – христианскими назвать, конечно же, нельзя ни с какой натяжкой. Кстати, в связи с этим нельзя не отметить, что вроде бы всеми у нас разделяемая радость о возвращении народа российского в лоно христианства после почти века безбожия – на самом деле омрачается тем, что установились такие социальные отношения, условия, которые практически исключают для экономически активного большинства исповедание гуманистических христианских ценностей.



Основными проблемами западной цивилизации с точки зрения перспектив развития являются приоритет материального над духовным, самоотождествление личности с умом-эго, обслуживающим интересы тела и самого себя (т.е. ума), отрыв личности, редуцированной до эго, от космического всеединства мироздания. В силу этого для современной цивилизации западного типа характерно целенаправленное стимулирование потребительства и человеческих пороков, духовной и душевной деградации.
 Гуманистическая экономика подчинена интересам людей, а не порабощает их. Экономика управляется обществом в целях поддержания соответствующих ее функций служения интересам общества. Экономика (гуманистическая) формируется и модифицируется в целях обеспечения наилучшего ее соответствия текущим и перспективным потребностям общества в целом и каждого гражданина.

  • главная