Гуманистическая экономика.
Часть5. Политика и экономика. (Заключение Лимарев
В.Н.).
Видимые правители нашего государства – управленцы не могут
произвести серьезные преобразований в обществе, так ограничены определенными рамками.
Рамки для них установили не только истинные правители России,
которые предпочитают находиться в тени, но и опора правящего режима гражданская
и военная бюрократия. Бюрократы не откажутся от тех комфортных условий, которые
они завоевали в России. Касательно России, то ещё втащили на путь тупикового развития
и я склоняюсь к тому, с этого пути ей не свернуть. Павел Касьянов в своих работах ставит телегу впереди лошади. То есть
экономику впереди политики.
Гуманистическая экономика
в качестве национальной идеи для Россиян - это не актуально в
настоящее время, когда большинство россиян упиваются достигнутым в России
периодом относительной стабильности и относительного материального достатка.
Думать о том, что будет с Россией завтра это удел немногих.
В частности: задачи руководства России - это не забота о будущих
поколениях, ни гуманистическая экономика, а любыми путями сохранение
достигнутой стабильности, создание таких условий для россиян, чтобы они
жили материально не хуже, чем на Западе.
Я уверен, что победа новой идеологии неизбежна в государствах Средней Азии
или даже России.
Я в своих работах утверждаю, что принятие новой интеллектуально -гуманистической идеологии первично, а переход на новые
экономические рельсы - вторично.
Павел много внимание уделяет экономке нового общества и ограничивается
критикой Западной идеологии, почти не уделяя внимания тому, какой должна быть
идеология нового общества. Это естественно, ведь он экономист.
Я же считаю верным определение экономики, данное марксистами.
В энциклопедическом словаре 1955 года, я читаю:
"Экономика - это совокупность производственных отношений базис
данного общественного строя".
В отличие от Павла Касьянова я предложил бы в качестве национальной идеи
построение интеллектуально -гуманистического общества.
Но так как большинство из нас разочарованно коммунистической идеологией,
определявшей развитие СССР и приведшей страну в тупик, то в частности
правильно, что Касьянов, расставляя приоритеты, отдает предпочтение
не абстрактные интеллектуально-гуманистическим идеям, а экономике
общества, воспринявшего эти идеи, пусть даже под страхом надвигающейся
глобальной катастрофы.
Интеллектуальный уровень обществ достиг того уровня, что возможно
переориентация развития общества без революционных потрясений, а эволюционным
путем.
Власть у нас в стране принадлежит группе олигархов и они, руководствуясь свои
меркантильные интересами, управляют обществом.
Но я уверен, что среди этих людей пересыщенных богатством и властью могут
найтись люди, которых увлекут задачи построения нового общества, так как это
задачи минимизируют последствий катастрофы, которая нависла на
человечеством.
Этим они могут предотвратить революционный путь перехода к новой
идеологии.
Ответ
Касьянова Павла на заключение Лимарева В.Н.
В результате то противопоставление Ваших взглядов точке
зрения «экономиста Касьянова», которое дано в
Вашем заключении - оказывается искусственным, надуманным.
«Гуманистическая экономика» - это маленький
самостоятельный фрагмент в серии статей, основной смысл которых – именно
приоритет духовной и душевной составляющих, расширения сознания,
изменения мировоззрения. Это, кстати говоря, является и целью деятельности
международной общественной организации Centre for Change, вице-председателем которой я имею честь быть.
Поэтому приписывать мне представления о приоритете
экономического начала некорректно.
И любой, кто прочитает хотя бы еще одну мою статью, в этом
легко убедится.
Вы пишете: «Павел Касьянов в своих
работах ставит телегу впереди лошади.
То есть экономику впереди
политики».
Но это не так – просто данная
статья посвящена «гуманистической экономике»,
а не средствам, шансам,
возможностям, условиям перехода к ней,
хотя намек на новую парадигму в
ней обязательно содержится.
Еще один комментарий связан уже не
с трактовкой моего текста, а с Вашим тезисом:
«Гуманистическая экономика в
качестве национальной идеи для Россиян
- это не актуально в
настоящее время, когда большинство россиян
упиваются достигнутым в
России периодом относительной
стабильности и относительного
материального достатка.»
«Большинство россиян упиваются …»
Может, и упиваются, но вряд ли достатком.
Упиваются – и не столько достатком
– сколько возможностью заработать (или
нахапать, кто как)- не
большинство, а какая-то наиболее «экономически»
активная часть населения, «столицы».
Большинство думает о сведении концов
друг с другом.
По Вашей логике получается, что
такому упивающемуся обществу никакая ИДЕЯ не нужна,
поскольку она уже есть –
«упиваться достатком», и в этом смысле,
идея «гуманистической
экономики» (для меня это - концепция, идея
– но не НАЦИОНАЛЬНАЯ) не
может отвергаться обществом в большей степени,
чем, скажем, идея «построения
интеллектуально-гуманистического общества».
Но я придерживаюсь иного мнения –
именно погрязшему в пучинах материи
Обществу ИДЕЯ НЕОБХОДИМА. И хотя,
по сути,
«построение
интеллектуально-гуманистического общества»
и «возглавить выход человечества
из цивилизационного тупика» -
одно и то же, мне моя формулировка
представляется более удачной своим
мобилизующим, действенным,
практическим началом. Тогда как
построение
интеллектуально-гуманистического
общества
(будучи содержательной основой
выхода из цивилизационного тупика)
звучит отстраненно, абстрактно, не
содержит мобилизующего элемента.
«В результате прочтения одной этой небольшой отдельно взятой
статьи моя позиция
(в том числе – по Национальной идее, по тому, каковы
приоритеты), возможно,
недостаточно полно и четко представляется читателю, в том
числе и Вам.
Тем не менее, и в этих кратких
тезисах я не мог не упомянуть ГЛАВНОГО:
«Кажущаяся фантастической
возможность перехода к обрисованной выше
модели гуманистической экономики
может стать реальностью как только
общественное мировоззрение
совершит революционный (или эволюционный)
скачок на основе новой научной
парадигмы, идущей на смену устаревшей
Ньютоно-Картезианской парадигме с ее механистическими представлениями
о мироустройстве и неспособностью
пробить стену вульгарного материализма.»
С уважением и наидобрейшими пожеланиями
Павел Касьянов
главная