Лимарев В.Н.
Преимущества и недостатки мусульманской политической системы.
В 9 веке в Арабском халифате шла непримиримая борьба
между различными течениями в исламе.
Одним из течений ислама были мутазилиты. У истоков её была
научная элита общества.
Мутазилиты, не
только признавали за человеком право
выбора в жизни, т.е. свободу воли, но и считали, что человек, анализируя факты,
имеет право усомниться в истинности любых догм. Мутазилит Маздар утверждал:
«Разум обязывает человека знать Бога со всеми его постановлениями и свойствами
независимо от откровения».
Мутазилиты считали, что нельзя при описании Бога
использовать чисто человеческие свойства и черты. Мутазалиты были против того,
чтобы Бога представляли в облике человека. Коран они толковали аллегорически.
Мутазалиты не соглашались с тем, что Коран существовал вечно. Коран, как они
утверждали, был сотворен.
Правящие в
Арабском Халифате Омейяды считали мутазилитов еретиками и преследовали их.
После отстранения от власти Омейядов, халиф Мамун (813-833) объявил мутазилизм
основной государственной религией. Преследовать стали тех, кто не соглашался с
идеями мутазилитов.
Благодаря мутазилитам Мамун стал одним из самых просвещенных
халифов. Он способствовал расцвету науки в Халифате. В Багдаде он создал «дом
науки» и «дом мудрости». Там поощрялось изучение античной философии, в
частности трудов Аристотеля. Учение о свободе воли способствовало воспитанию у
граждан ответственность за свои поступки.
При халифе Мамун, человек, поступающий на
государственную службу, был обязан
публично заявить, что Корана сотворен, а не является вечным словом Божьим.
Несогласных с этим утверждением - преследовали.
Пришедший к власти халиф Мутаваккить (847-861) перешел
на сторону ортодоксального суннизма и объявил мутазилитов еретиками.
Начался
период церковного мракобесья. Халиф Мутаваккиль запретил любые дискуссии на
религиозные темы. Были запрещены книге философов -мутазилитов,
мутазилитов подвергали изощренным пыткам.
Так печально закончилась развитие
мусульманской философской мысли.
Другим путем пошло в
своем развитии Западное христианство.
Западная философская мысль смогла освободиться от
церковного мракобесья и дать толчок развитию науки.
Если бы в мусульманских странах сохранился бы мутазилизм, мусульмане достигли бы небывалых вершин в
познании мира и в настоящее время исламская цивилизация были бы гегемоном в мире.
Западная цивилизация достигла технического могущества,
но утратила моральную чистоту. Она, в настоящее время, находятся в
состоянии моральной деградации.
Мусульмане, благодаря особому пути развития, смогли
сохранить общечеловеческие ценности – духовность.
После того
как мусульман отучили от осмысленного
восприятия религии их обязали строго соблюдать религиозные праздники, практически
все свободное от работы время проводить в молитвах. Любые отступления от догм ислама
жестко стали преследоваться. Каждый мусульманин принадлежит к какой-то общине, и если в общине появляется
человек проявляющий свободомыслие, против него восстает вся община, руководимая
духовными лицами. Это противодействие
для человека заканчивается весьма печально.
В
тех странах, где мусульмане находятся у власти, например Малайзии, в паспорте написано, что человек мусульманин
со всеми вытекающими отсюда последствиями,
за соблюдением мусульманами религиозных предписаний наблюдает полиция. У человека возникают проблемы, если он не
молится в пятницу в мечети, не соблюдает мусульманский пост, употребляет
алкогольные напитки.
Главной
притягательной силой ислама является справедливое судопроизводство и забота обо
всех членах общины, в том числе калекам и стариках. Старики и женщины
пользуются особым уважением. Главная ценность для мусульманина это его семья и
дети.
Но
во время моего путешествия по странам,
где исповедуют ислам, мое отношение к мусульманам, как к честным и справедливым людям менялось, там, так как и
во всем мире, идет процесс деградации. По количеству жуликов и пройдох на душу
населения, исламские государство постепенно догоняет европейские страны.
главная