Лимарев В.Н.
Интеллектуально - гуманистическое государство это не «Идеальное
государство» Платона.
Глава
4. Об отборе правителей и их воспитании. (Платон).
При
выборе правителей нужно отдавать предпочтение самым надежным, мужественным и по
возможности самым благообразным, но, кроме того, надо отыскивать не только
людей благородных и строгого нрава, но и обладающих такими свойствами,
подходящими для воспитания.
У
них должна быть острая восприимчивость к наукам и быстрая сообразительность. Ведь
души робеют перед могуществом наук гораздо больше, чем перед гимнастическими
упражнениями.
Надо
искать человека с хорошей памятью, несокрушимо твердого и во всех отношениях
трудолюбивого и одаренного. Иначе, какая ему охота переносить тяготы учебы.
В
чем состоит ошибка нашего времени - в недооценке философии. За неё берутся, не
так как она этого заслуживает, и берутся за неё часто подлые люди.
Прежде
всего у тех, кто берется за философию, не должно
хромать трудолюбие.
Это
наблюдается у тех, кто любит гимнастику
(спорт), охоту и вообще все, что развивает тело, но не любит учиться и исследовать,
не любознателен и трудолюбие в области, познания наук им ненавистно. Эти люди хромают на одну ногу.
Что
касается рассудительности, мужества, великодушия, а так же других частей добродетели,
надо уметь наблюдать: кто проявляет благородство, а кто подлость.
Не
умеющие различать, сами того не замечая, привлечет в качестве правителей людей,
хромающих на одну ногу и подлых.
Это
действительно часто бывает и этого надо
избежать.
(Платон)
Примечание:
Платон (древнегреческий философ, годы жизни: 427-347
г до н.э.). В работе приведены выдержки из диалога
Платона «Государство». Перевод с древнегреческого А.Н. Егунова.
Существенный
момент из изречений Платона, необходимость уметь различать людей благородных от подлых. Людей трудолюбивых от любителей удовольствий и отдающих предпочтение
физическим упражнениям вместо занятия науками.
Этот
выбор судьбоносный для государства в демократических государствах отдается на откуп
толпы, в своей массе озабоченной своими меркантильными, а не государственными интересами, отдающей предпочтение примитивным
физическим удовольствиям над интеллектуальными, и не
способной отличить благородного человека от подлого вследствие своей умственной
ограниченности.
Умственно
ограниченных людей большинство в государстве, и они, как малые дети, при выборе руководствуются не государственными
интересами и подчас даже не личными, а поддаются эмоциональному
воздействую театрализованных действий при избирательных компаниях.
В
интеллектуально-гуманистическом обществе, право голоса, при выборе руководителей
государства будут иметь только люди, успешно
сдавшие экзамены на социальную зрелость и признанными личностями, способными осмыслено
выбирать руководство государства.
Главная